Аграфия — расстройство или полная потеря способности к письму; возникает вследствие поражения коры головного мозга.
Характеризуется потерей способности к письму при достаточной
сохранности интеллекта — и сформированных навыках письма. Может
проявляться в полной утрате способности к письму, в грубом искажении
написания слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги. Сила и
координация движений кисти руки сохранены в норме.
Афатическая аграфия возникает при афазии, когда поражена левая височная кора, и обусловлена дефектами фонематического слуха и слухоречевой памяти.
Апрактическая аграфия возникает при идеаторной
афазии, конструктивная — при конструктивной афазии. Выделяется также
чистая аграфия, не связанная с другими синдромами и обусловленная
поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария.
Чистая аграфия не связана с другими синдромами и обусловлена поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария;
Конструктивная аграфия — при конструктивной афазии.
Зеркальная дисграфия — зеркальное написание букв,
возможны зеркальные изменения порядка букв в слове или направления
письма. Зеркальное письмо иногда отмечается у левшей, умственно отсталых
детей, а также при недостаточности процессов межполушарного
взаимодействия.
Симптомы дисграфии проявляются в стойких
повторяющихся ошибках при письме: искажение и замена букв, слов,
нарушение слитности написания отдельных слов в предложении,
аграмматизмы.
Аграфия у детей — одно из проявлений алалии —
следствие общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением
мозга. Нередко аграфия у детей обнаруживается при расстройствах речи,
связанных с отклонениями в овладении звуковым составом слова, с
нарушением звукового анализа слов. Аграфия у взрослых — одно из
проявлений афазии.