Такое явление, как тревожность,
существовало везде и всегда. «Мне тревожно», «я испытываю страх», «вдруг
стало отчего-то страшно» — эти и другие примеры наглядно иллюстрируют,
что тревожность — не такое уж и редкое явление.
Что же такое тревожность с точки зрения психологии?
Тревожность
— это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в
повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных
жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не
предрасполагают.
Еще тревожность определяют как «переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности».
На
психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение,
озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств
неопределенности, беспомощности бессилия, незащищенности, одиночества,
грозящей неудачи, невозможности принять решение. Она может проявляться в
бегстве, «уходе» от ситуации, от необходимости разрешить проблему.
На
физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении
сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции
крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости,
снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы
приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
Тревожность
неоднородна. Можно говорить о разных ее видах. Например, об адекватной и
неадекватной ее разновидности. Критерием подлинной тревожности
выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению
индивида в той или иной области. Только в таком случае она может
рассматриваться как проявление общеличностной тревожности,
«зафиксировавшейся» на определенной сфере.
Тревожность можно
подразделять также на устойчивую в какой-либо сфере (ее принято
обозначать как специфическую, частную, парциальную) и общую,
генерализованную тревожность, свободно меняющую объекты в зависимости от
изменения их значимости для человека..
Помимо разных видов,
выделяют разные формы тревожности. Форма тревожности — особое сочетание
характера переживания, осознания, вербального и невербального его
выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма
тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее
преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому
переживанию.
Выделяют две основных категорий тревожности: (1)
открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и
деятельности в виде состояния тревоги; (2) скрытая — в разной степени
неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии,
нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его,
либо косвенным путем — через специфические способы поведения.
Внутри этих категорий выделяются различные формы тревожности: «открытая» и «скрытая».
К «открытым» формам тревожности относятся:
1.
Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность — сильная,
осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно
справиться с которой индивид не может.
2. Регулируемая и
компенсируемая тревожность, при которой люди самостоятельно вырабатывают
достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней. По
характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы
можно выделить две субформы: (а) снижение уровня тревожности и (б)
использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения
активности. Регулируемая и компенсируемая тревожность встречается
преимущественно в двух возрастах — младшем школьном и раннем юношеском,
то есть в периодах, характеризуемых как стабильные. Важной
характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается
детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы
избавиться.
3. «Культивируемая» тревожность — в этом случае, в
отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как
ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.
Культивируемая» тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых,
она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности,
обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она
совпадает с вышеописанной формой 2б, различия касаются лишь оценки этого
переживания. Во-вторых, она может выступать как некоторая
мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко
проявляется в поиске определенной «условной выгоды» и выражается через
усиление симптомов. В некоторых случаях у одного и того же ребенка может
встречаться одновременно два или даже все три варианта.
Как
разновидность «культивируемой» тревожности может быть рассмотрена форма,
которую условно можно назвать «магической». В этом случае человек как
бы «заклинает злые силы» с помощью постоянного проигрывания в уме
наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не
освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по
механизму «заколдованного психологического круга».
«Культивируемая»
тревожность встречается преимущественно в старшем подростковом — раннем
юношеском возрасте, хотя отдельные случаи (прежде всего «магической»
тревожности) отмечаются и на более ранних этапах.
Формы скрытой тревожности
встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая
тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм
условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид,
скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает
жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как
определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.
У
таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они
характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием, однако во
внутреннем плане личности присутствуют множественные негативные
переживания. Эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в
открытые формы тревожности (в основном — острую, нерегулируемую).